Мага (maga_m_a_g_a) wrote,
Мага
maga_m_a_g_a

Categories:

Про обучение музыке

Славка второй год ходит в музыкальную школу. Много на эту тему думается, надо, пожалуй, записать.

Но сначала предыстория, про моё обучение музыке. Я проучилась в музыкалке, в этой же самой, 10 лет. Началось с того, что в шесть лет я прибежала домой от подружки со словами: «Мама, Таню записали в музыкальную школу! Я тоже хочуууу!!!!». Мама и так собиралась меня туда отдавать, так что меня благополучно отправили в подготовительный класс. Во втором полугодии началось фортепиано. Учительница отзанималась со мной полгода и сказала, что музыканта из меня не выйдет, поэтому она отдаёт меня другому педагогу (к слову, just_tree она учила вполне успешно;). Потом была глубоко неадекватная училка, которая увлекалась Сахаджа йогой, жгла на уроках свечки и отличалась иными странностями. Про то, каким она была педагогом, я вообще молчу. Была ещё одна, которая тоже была слегка странной, и к тому же не могла сыграть произведения из школьной программы. Наконец, была Хатик Аветовна, просто нормальная учительница, у которой я таки доучилась.
Кроме специальности, было сольфеджио – нечто абстрактное и совершенно мне не понятное. Сейчас понимаю, что ничего запредельно сложного нам там изучать не предлагалось, но тогда это казалось редкой заумью. И, главное, было не ясно, зачем оно вообще надо. Был хор, тоже та ещё веселуха. Мы нудно выводили «Stabat mater dolorosa…» и «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…». Вероятно, это было страшно полезно с точки зрения обучения академическому пению, но ни уму, ни сердцу деток 12-14 лет явно ничего не давало. Наконец, была музлитература. Болтовня о композиторах с прослушиванием отрывков их произведений. Мне, как гуманитарию, наиболее близкое занятие:)
Что я имею в результате. Могу открыть ноты и сыграть что-нибудь не очень сложное. Наизусть не помню ничего, подбирать не умею, импровизировать тем более. А главное, нет особо желания играть на пианино (иногда случается, конечно, но очень редко). И никакого понимания музыки у меня нет. Люблю слушать классику, но как-то… не чувствую, не понимаю её.
Я ещё потом в музыкалке два года на гитаре проучилась. Довольно быстро поняла, что тому, что мне интересно – аккомпанировать песням – меня там не научат. Но пару лет туда отходила, не иначе как по инерции. А играть училась потом у разных друзей-знакомых.
И ещё немного предыстории, уже про Антона. Его в своё время тоже отдали в музыкальную школу. Но он быстро восстал против такой обязаловки. Сговорили его только на музыкальный кружок – без сольфеджио и прочего, где играл он то, что ему интересно. В результате может сыграть что-то по память, подобрать. Одно время песни писал: и текст, и музыку. И вообще как-то более свойски обращается с инструментами, что с фортепиано, что с гитарой.

А теперь, собственно, история. В какой-то момент у Славы обнаружился явный интерес к музыке. Причём так же явно он предпочитает классику. Решили, что можно отдать его учиться. Куда? Да самое простое – в ту же музыкалку. Тут я, видимо, как-то подзабыла про свой опыт. Антон предлагал найти просто педагога по ф-но, но я почему-то решила, что надо в школу.
Ладно, отправился мой тогда пятилетний ребёнок в подготовительный класс музыкальной школы. Первый год – только сольфеджио. Учительница мне не понравилась сразу: не знаю кого как, а меня раздражается позиция «я безмерно крута, и вы все должны радоваться, что я тут снизошла до обучения ваших детей, а не зарабатываю кучу бабла в другом месте». Но с детками она общалась нормально, всё вроде как в игровой форме, и я смирилась. То, что с родителями она держится высокомерно и подчас хамовато, меня слабо волнует: с меня корона не свалится. А грузили детей, между тем, по полной. За год они изучили понятия гаммы, мажора и минора, узнали, что такое скрипичный ключ, четверти, восьмые, ознакомились с интервалами (коим присвоены «новые имена»: терция – кукушка, секста – принцесса, октава – жираф и т.д.). Постоянно учили песни, к которым дома надо было рисовать картинки (как же меня достали все эти мышки, белочки и зайчики, которых надо было изобразить моему практически не рисующему ребёнку!).
С этого года, тоже в подготовительном классе, началась специальность. Поскольку учителей, которые сейчас преподают, я не знаю совершенно, пошли туда, куда нас отправили. Досталась нам Т.Н. Кузьмина. Заниматься начали не с начала года: Славка сначала уезжал, потом болел. В конце сентября я наконец созвонилась с преподавателем, договорились, что зайдём познакомиться и договориться о расписании. Зашли после своего сольфеджио. Выбор времени был не сильно большой, оно и понятно. Ладно, определились, хоть нам оно было и весьма неудобно. Пришли на первый урок, а там… другой ученик. Т.Н. запуталась в своих записях, забыла, что это время уже занято. Мой телефон, который перед этим записала, в своих записях она не нашла, так что мы ехали специально и зря. Ладно, обсудили другие варианты. И о чудо: нашлось время аккурат перед нашим сольфеджио. Отлично!
Снова пришли на первый урок. А у вас есть с собой нотная тетрадка? Ээээээ… А нам кто-то сказал, что она нужна?! Ладно, фиг с ней, с тетрадкой, давай Т.Н. со Славой общаться, выяснять, что он уже знает. Потом встал вопрос, что бы такого дать ребёнку сыграть. И тут она заявила, что ничего подходящего для такого начинающего ученика у неё нет. Ну, зашибись. А то она не знала, что к ней придёт новый ученик! Ладно, чего-то сымпровизировала, нацарапала в найденной в закромах нотной тетрадке и отправила домой учить то, что она показала. И спросила, не буду ли я возражать, если она для нас прикупит какой-нибудь подходящий сборничек. Я слегка офигела, но в общем не возражала. Плюс пообещала посмотреть, что есть в моих собственных запасах (а если б их не было? А если б я вообще ничего не понимала в музыке?).
На следующий урок принесла ей один найденный сборник. Редкая нудятина, на мой взгляд, но вроде подходило для начинающих. Поиграли чуток оттуда. На следующий урок сборник принесла уже она – то, что она нам купила. И оттуда чуток поиграли. В результате всё как-то сумбурно, ничего толком не доучено.
Последний урок начался вообще феерически. Заходим мы в класс, там сидит Т.Н. и что-то жуёт. Говорит: «Ой, я тут бутерброд доесть не успела. А давайте вы за дверью подождёте, я вас позову». За дверь-то мы, конечно, вышли, подождали. Только настроя на занятие такое начало явно не создаёт.
В тоске от всего происходящего стала я думать, куда бы податься учить ребёнка музыке. Совсем рядом с нашим домом есть какая-то студия, где учат детей в том числе играть на ф-но. Но занятия стоят каких-то неприличных денег, мы это просто не потянем.
И отправилась я в «Калейдоскоп», т.к. смутно помнила, что там вроде учат. Отловила преподавателя Татьяну Анатольевну. Во-первых, она сама по себе мне понравилась. Во-вторых, зашла я во время урока, и девочка-ученица, которая занимается шестой год, очень меня агитировала приводить ребёнка учиться:) В-третьих, обнаружилась такая фишка. По каким-то там новым правилам «Калейдоскоп» стал считаться молодёжным клубом. Т.е. официально учить там детей, да ещё и бесплатно, стало нельзя. Поэтому на занятия, например, лепкой записываются родители. Лепят, конечно, дети. А музыка второй (или третий?) год преподаётся в форме семейного музицирования. Т.е. родитель должен уметь хоть что-нибудь, чтобы играть ребёнку аккомпанемент. Соответственно, все произведения подбираются именно для игры в четыре руки, получается такое совместное творчество. Мне идея показалась интересной. У меня вообще нет цели взрастить великого музыканта. Хочется, чтобы ребёнок просто любил и понимал музыку, мог что-то сыграть, когда возникает такое желание. Поэтому вдалбливать ему сольфеджио или, просто господи, заставлять петь хором (а хоричка в музыкалке всё та же, и вряд ли репертуар там критично изменился) мне совершенно не горит.
В общем, в тот же вечер мы отправились уже со Славой знакомиться с Т.А., и тут нам не свезло. Её время, обозначенное в расписании, почти закончилось (мы, собственно, и договорились зайти после её уроков), так что общались мы всего минут 15. А потом её настойчиво попросили освободить класс. Договорились встретиться ещё раз в субботу (а дело было в понедельник).
В пятницу я позвонила Т.А., чтобы точно договориться о времени. И тут нам не повезло ещё раз. В «Калейдоскопе» как-то вдруг начался ремонт. Его обещали начать ещё в сентябре, но по неизвестным причинам отложили. И тут он внезапно случился. Короче, брать сейчас Славу у Т.А. возможности нет. Те, кто уже занимается, куда-то приткнутся, а мы – увы.
Но ощущение, что пора валить из музыкалки, меня не покидает. Вопрос только, куда. Кстати, и преподаватель сольфеджио в этом году меня сильно напрягла, когда дважды довольно резко отозвалась о Славе. Во-первых, при нём. Во-вторых, при толпе родителей. Я, конечно, ступила, т.к. от хамства всегда теряюсь, и разборки наводить сразу же не побежала. Да и неудобно: тут дети быстро собираются, родители толпятся, следующие ученики под дверью мнутся. Но вроде дальше пошло как-то мирно, ничего криминального пока больше не замечаю. (Вопрос, конечно, как там оно на уроке, за закрытой дверью?)
Теоретически, можно попытаться поменять хотя бы преподавателя ф-но в рамках школы. Т.е. можно прийти к завучу и сказать, что Т.Н. нас не устраивает. Непонятно только, как это объяснить. Сказать, что у учителя глаза не горят? Что ей, кажется, вообще надоели все эти ученики? Что нам надо полёт и творчество? И где их взять? Смотрю на преподавателей в школе, а она сплошь – глубоко пенсионного возраста. Нет, это не плохо самом по себе. Но всё-таки… грустно от этого как-то. Молодых я видела там двоих: нашу преподавательницу сольфеджио и завуча. Хотя, может, все прочие по кабинетам прячутся?:)
Вообще, чем больше думаю, тем больше понимаю, что мы пришли не по адресу. И обучение в музыкальной школе имеет с творчеством, с удовольствием, мало общего. Или я не права?
Да, и несколько слов про Славино отношение к происходящему. Он к музыкалке относится ровно: есть – хорошо, нет – тоже хорошо. Т.е. если ему что-то категорически не нравится, мы с Антоном об этом узнаём первыми. И он просто отказывается идти на такие занятия. Но и такого восторга, какой вызывает, например, бассейн, у него по отношению к музыке нет.
Дома занимаемся по-разному. То получается легко, ребёнок включается и делает то, что надо. То со скрипом. В последнем случае у меня включается режим занудной училки: спину выпрямить, плечи расслабить, кисти не зажимать, пальчики круглые… Сама понимаю, что вдохновению это не способствует. Но и закрыть на это глаза я тоже не могу: по себе знаю, как болит спина, если сидеть за инструментом как попало:(
Короче, не знаю, как действовать дальше.

Не уверена, что кто-то осилил этот огромный текст. Но мне очень надо было написать. Глядишь, умные мысли в результате придут:) Да и вообще, легче стало.
Tags: Мамское, Размышлизмы
Subscribe

  • Расточка

    С чем у вас ассоциируется слово «расточка»? У меня – с некой точкой, где собираются люди, а после расходятся, растекаются по своим делам. Если…

  • От моста до моста

    Солнечный день в октябре – повод найти компанию и отправиться в путешествие по неизведанным местам;) В этот раз – по левому берегу, который я совсем…

  • Кемерово. Город

    О Кемерово когда-то говорила моя мама, которая много лет ездила туда на выставки: мол, раньше город был серый, неприглядный, но в какой-то момент им…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Расточка

    С чем у вас ассоциируется слово «расточка»? У меня – с некой точкой, где собираются люди, а после расходятся, растекаются по своим делам. Если…

  • От моста до моста

    Солнечный день в октябре – повод найти компанию и отправиться в путешествие по неизведанным местам;) В этот раз – по левому берегу, который я совсем…

  • Кемерово. Город

    О Кемерово когда-то говорила моя мама, которая много лет ездила туда на выставки: мол, раньше город был серый, неприглядный, но в какой-то момент им…